?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Что делать?

Результаты общественных антикоррупционных расследований могут игнорироваться заинтересованными правоохранителями. Но для преодоления блокады, общество должно проявить настойчивость и изобретательность. Если борьбу одиночек поддержит вся масса протестной активности, то позитивные подвижки неизбежны. Даже прогнившую судебно – правоохранительную систему можно вынудить работать на правосудие, когда есть люди, которые поддерживают друг друга и идут до конца.

vederkiОдним из наиболее адекватных средств современной борьбы с коррупцией является выражение гражданского несогласия, реализуемого с помощью современных социальных технологий, основанных на массовых этических оценках. Там, где общество настойчиво высказывает свое недовольство, с ним приходится считаться, для начала хотя бы в пределах столицы. Например, гораздо меньше стало мигалок в Москве, что является заслугой «Федерации автовладельцев России» и «Синих ведерок». Точно так же несогласие даже нескольких сотен или тысяч людей по поводу коррупционных действий способно привести если не к надлежащему расследованию преступлений, то блокировать дальнейшее развитие коррупционных проявлений.

"Синие ведерки" на Кутузовском проспекте

Наверное был бы эффект и от размещения на специально созданном интернет ресурсе федерального и регионального списков чиновников, которых значительная часть общества считает коррупционерами. Присутствие в таких списках означало бы, что в случае ликвидации коррупционной модели российской власти такой чиновник автоматически подвергнется люстрации, либо станет фигурантом уголовного и судебного преследования. После чего он с высокой степенью вероятности надолго лишится свободы вместе с нажитым «непосильным трудом» имуществом, которое будет конфисковано в пользу государства.

Ради особо упертого и одиозного жулика, можно потребовать инициировать парламентское расследование, как его персональных «бизнес – достижений», так и действий сотрудников правоохранительных органов, игнорирующих факты, свидетельствующие о коррупционных преступлениях и злоупотреблениях. Каким бы родным и дорогим этот чиновник кому ни был, но власть, в итоге предпочтет от него избавиться или, по крайней мере, отодвинуть в сторону.

В соответствии с действующими сегодня нормативными актами, если 100 тысяч человек выскажутся за какой-либо законопроект, то правительство должно вынести его на рассмотрение Госдумы. Собрать такое число голосов хоть и не просто, но как показывает пример того же Алексея Навального, вполне реально, с учетом количества недовольных. И уж тем более, общество просто обязано собрать любое необходимое для должной реакции государства число подписей под требованиями о принятии первоочередных мер и законов, которые даже при сгнивших правоохранительных органах и невменяемых судах уже в течение года-полутора помогут изменить вектор развития страны в сторону повышения эффективности и качества госуслуг, тем самым создавая условия и для антикоррупционного перелома. Это:

- Внесение в действующее законодательство поправок, устанавливающих чёткую процедуру и сроки проверки достоверности информации, представленной госслужащими в их декларациях о доходах, расходах и имуществе. А так же устанавливающих уголовную ответственность за не предоставление сведений или предоставление ложных сведений.

- Дополнение юридического определения коррупции, данного в федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» такими понятиями, как кумовство (непотизм), местничество, клановость, сговор, продажа статусных должностей и позиций. Это необходимо, поскольку коррупцией являются не только взятки и хищения, но и отклонение от формальных требований публичной роли, а именно предоставление себе лично, своим друзьям и родственникам денежных доходов и социального статуса, путем использования влияния своей должности.

- Ратификация 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, вводящей ответственность за незаконное обогащение и предусматривающей контроль за соответствием расходов чиновников их доходам («значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающие его законные доходы, которые оно не может разумным образом обосновать»). Тем самым общество получит не только простой, надежный и эффективный способ определения коррупционного преступления, но так же правовой механизм ареста и конфискации незаконного имущества.

- Закрепление соответствующими соглашениями между Россией и другими странами обязательств по взаимной правовой помощи в расследовании коррупционных дел, выявлению, замораживанию и возвращению коррупционных активов.

- Создание подчиненного непосредственно Президенту специального ведомства по борьбе с коррупцией (ответственного не только за контроль за сдачей чиновниками деклараций о доходах и прочими техническо – статистическими функциями, но и наделенного правом вести уголовное следствие и отвечающего за борьбу с коррупцией в целом, включая меры по ее профилактике). Деятельность такой структуры в любом случае принесет пользу, поскольку ее руководителю придется продемонстрировать главе государства и обществу хоть какой-то результат. Причем не в виде разоблачения мелких взяточников.

- Введение реальной системы защиты «заявителей о коррупции». На сегодня правовые гарантии такой защиты отсутствуют, что продемонстрировало, в частности, «дело Магнитского».

- Разрешение правоохранительным органам провоцировать чиновников на получение взяток (по образцу операции «Шейх» в США).

- Радикальное ужесточение уголовной ответственности за коррупционные преступления и злоупотребления чиновников и госслужащих, включая сотрудников правоохранительных органов. Приравнять коррупцию к государственной измене.

Как показывает практика, увольнение «в связи с утратой доверия» - не та мера, которая способна остановить недобросовестных чиновников, большинство из которых «утратив доверие», спокойно и безнаказанно уезжают за рубеж с незаконно нажитыми деньгами и имуществом.

- Конфискация активов не только коррупционера, но и членов его семьи в случае, если те не смогут доказать соответствие стоимости приобретённого их легальным доходам.

- Пожизненное лишение лиц, осужденных за коррупционное преступление возможности занимать любую должность на госслужбе, включая выборную. А также запрет в течение 10 лет вести юридическую и преподавательскую деятельность.

- Выплата гражданам или общественным организациям вознаграждения в размере 10% от сумм возвращенных с их помощью частных и государственных активов, похищенных коррупционерами. Об отсутствии особых препятствий для этого свидетельствует, например, законодательная инициатива «Открытого правительства» Дмитрия Медведева о том, чтобы штрафы, взысканные судами, направлялись на финансирование тех общественных экологических, правозащитных, антикоррупционных и др. организаций, благодаря которым они были взысканы. Также и МВД недавно выпустило приказ о премировании граждан, помогающих раскрывать преступления и возвращать похищенное имущество. В других странах практика материальной заинтересованности граждан в возврате активов, похищенных коррупционерами тоже активно применяется.

- Вменение чиновникам в обязанность, в случае конфликта интересов, принимать какие-либо решения исключительно при условии полной открытости перед обществом и предоставления соответствующей отчетности. За нарушение этого порядка - отстранять от должности.

- Введение обязательной ответственности чиновников за проступки коррупционного характера. На сегодня Законом о гражданской службе установлено, что руководитель чиновника по собственному усмотрению может принять, а может и не принимать решение о дисциплинарном взыскании в отношении своего подчиненного.

- Введение «вертикальной» ответственности за коррупцию: в случае возбуждения уголовного или административного дела по «коррупционным» статьям параллельно с расследованием в отношении непосредственного фигуранта, проводить обязательную проверку действий (бездействия) его непосредственного начальства.

- Обеспечение реальной независимости судей (в первую очередь от непосредственного руководства в лице председателей судов). Замена тех из них, кто скомпрометировал себя в глазах гражданского общества вынесением откровенно ангажированных (заведомо неправосудных) решений. А так же изменение системы назначения судей, позволяющей вырвать их из круговой поруки с силовиками и (или) местной властью.

- Отмена так называемой палочной системы оценки эффективности работы правоохранительных органов и судов.

- Введение запрета на принятие нормативно-правовых актов, содержащих коррупционные факторы, выявленные в ходе соответствующей общественной экспертизы.

- Радикальное усиление роли правозащитной экспертизы: Уполномоченного по правам человека, Совета по правам человека при Президенте РФ, Уполномоченного по правам предпринимателей, при оценке правосудности решений и приговоров выносимых судами.

- Создание реальной обратной связи власти с обществом, отраслевыми и профессиональными объединениями.

- Установление реальной, а не декларативной системы общественного контроля за деятельностью государственных служащих, мониторинга фактов коррупции и обеспечения независимого информирования правоохранительных органов и руководства страны о фактах коррупции. Широкое участие неправительственных организаций и общественности в оценке решений государственных органов, имеющих признаки коррупционности. Введение регулярной практики публичных общественных слушаний по наиболее резонансным коррупционным делам с участием представителей различных общественных объединений, партий, организаций и СМИ с обязательным присутствием на них представителей органов власти, трансляцией в Интернет и передачей всей совокупности материалов в правоохранительные органы.

- В рамках создания системы «электронного правительства», перевод на электронную основу всей процедуры принятия решений. Замена (а не дублирование, как сейчас) бумажного документооборота электронным не только в госорганах, но и в части их взаимодействия с юридическими и физическими лицами.

- Сокращение прямого вмешательства государства (либо за счет соответствующих норм права, либо за счет передачи общественным и частным организациям, либо за счет ликвидации в связи с абсурдностью и коррупционным функционалом). Передача вниз максимума полномочий: все, что может быть решено на местном (региональном) уровне, не должно решаться на вышестоящем (региональном или федеральном) уровне.

- Планомерное сокращение численности госаппарата, в т.ч. за счет ускорения (упрощения) документооборота и повышения эффективности госуправления в целом.

- Разработка принципиально новой социальной политики, направленной на устранение пропасти между богатыми и бедными, а так же ликвидация любых привилегий для чиновников, и аппарата созданного для реализации этих привилегий (либо добывания для них денег). Если надо, то увеличить зарплату чиновников настолько, насколько нужно, но, чтобы все необходимое для себя они приобретали исключительно на том же рынке, где и все граждане.

- Создание мотивации для добросовестного исполнения служащими своих обязанностей (привязка зарплаты и социальных гарантий чиновников к эффективности их работы). В случае необходимости увеличение их легального дохода, с целью обеспечения соответствия условиям оплаты специалистов на рынке труда, а так же создания системы, позволяющей законно и прозрачно вознаграждать бюрократов за полученную в результате их решений прибыль или достижение иных, нематериальных целей (решение задач).

- При этом необходимо учесть, что одно лишь повышение зарплат не является достаточным стимулом для антикоррупционного поведения, и не решает проблему повышения эффективности госслужащих. С ростом зарплаты у чиновников не появляется автоматически желание бескорыстно радеть за интересы государства. Хотя зарплаты у ряда категорий госслужащих за последние годы резко выросли (сейчас некоторые наши чиновники получают больше, чем европейские чиновники такого же уровня), но вырос и уровень коррупции. Поэтому в отсутствие комплексного подхода единственной отдачей от заложенных в бюджете 2014-2016 гг. 135 млрд. рублей на повышение зарплат государственных служащих, окажется лишь повышение лояльности чиновников существующей власти, но не повышение их эффективности.

Люди, пришедшие на госслужбу 8-10 лет назад, имели маленькие зарплаты и привыкли со всех сторон брать. Даже добившись более высокого положения на иерархической лестнице, они теперь категорически не хотят работать за одну, пусть даже высокую, зарплату. Поэтому важно избавляться от людей, привыкших работать на себя и продвигать молодых, для которых нынешние легальные условия и возможности работы действительно большой стимул.

Этот пост является неотъемлемой частью сводного текста "Борьба с коррупцией - лекарство от всех российских болезней". С остальными фрагментами можно ознакомиться по ссылкам: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [17], [18], [19]

Продолжение следует...

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
provinzial_58
20 май, 2014 20:01 (UTC)
"Установление реальной, а не декларативной системы общественного контроля за деятельностью государственных служащих,"
И как общество креативных манагеров будет контролировать, к примеру, деятельность сотрудника Ростехнадзора?
dm_b
23 май, 2014 13:30 (UTC)
Почему-то едва речь заходит о контроле общества за чиновниками, многие считают это практически не реализуемым, поскольку, де, граждане некомпетентны в соответствующих областях. Однако в обществе немало тех, кто профессионально разбирается в тех или иных, требующих соответствующей квалификации вопросах. И такие люди вполне способны дать оценку действий конкретного чиновника. Если вести речь о Ростехнадзоре, то в контролируемых им организациях более чем достаточно профессионалов с квалификацией даже большей, чем у сотрудников этого ведомства. Не говоря о множестве инженерно и технически подкованных специалистов, которые уже вышли на пенсию, но прекрасно ориентируются в том, чем занимались всю свою жизнь.
provinzial_58
23 май, 2014 20:01 (UTC)
"Почему-то едва речь заходит о контроле общества за чиновниками, многие считают это практически не реализуемым."
Наверное по причине того, что подобные предложения высказываются на уровне наивных мечтаний, имеющих с реальной жизнью крайне мало общего.
Взять к примеру Ваше предложение. Если опустить общие фразы про "есть у нас много людей", то Вы предлагаете:
"Если вести речь о Ростехнадзоре, то в контролируемых им организациях более чем достаточно профессионалов с квалификацией даже большей, чем у сотрудников этого ведомства."
Идея привлекать к контролю контрольно-надзорных органов (извините за тавтологию) сотрудников поднадзорных организаций - очень нова и оригинальна. Особенно учитывая, как наши "бизьнесьмены" нежно любят проверяющих. Таким образом к контролю Следственного комитета можно привлечь уголовников, к контролю ФСКН - наркодиллеров. Они-то уж точно отличат героин от кокаина и достоверно скажут, что любому задержанному "менты подбросили".

"Не говоря о множестве инженерно и технически подкованных специалистов, которые уже вышли на пенсию, но прекрасно ориентируются в том, чем занимались всю свою жизнь."
Вы забываете о том, что у нас законодательство и СНиПы изменяются регулярно. Чего стоит специалист, который вышел на пенсию в 90-х или даже в 2000-х? Я сталкивался с такими людьми, у них на всё один ответ: "так не должно быть". Спрашиваешь: "Почему?". В лучшем случае ответят: "Не положено по правилам". По каким правилам, добиться уже не получится.
Госслужащих итак мучают проверками: 1. Центральный аппарат, 2. округ, 3. прокуратура, 4. непосредственное руководство. Причём каждый из них обязательно должен что-то найти, так как кто-то ну очень умный главным критерием такой проверки сделал количество выявленных нарушений. И если ничего не найдено, то это не значит отсутствие нарушений, это значит, что проверяющие плохо работали. Даже если всё идеально (чего в условиях действующего законодательства быть не может), всё-равно приходится что-то находить и наказывать.
Если в придачу ко этой весёлой компании придёт ещё народный контролёр-пенсионер, который всегда прав, потому что "писят лет проработал" многие госслужащие просто пошлют его подальше и напишут заявление о расторжении контракта. Уже пишут, потому что зарплата маленькая и высокая нагрузка. В некоторых территориальных органах отдельных регионов увольняются 30-50% сотрудников. А Вы хотите ещё надавить.
dm_b
26 май, 2014 18:33 (UTC)
Начну с конца. Вы говорите, что  из некоторых территориальных органов увольняются 30-50% сотрудников. Я не понаслышке знаком с работой таких органов и потому с уверенностью могу Вам сказать, что именно из-за отсутствия надлежащего общественного контроля в регионах работает если не на 50, то на 30% сотрудников больше, чем требуется. Они либо имитируют бурную деятельность и ещё и  сами создают проблемы, которые затем «успешно» решают.

Далее. Относительно контролеров-пенсионеров, которые не в курсе последних СНИПов и т.д.  Повторяю, как бы там ни было, у нас достаточно технических специалистов, которые в состоянии разобраться в том, чем занимается, например, Ростехнадзор.

Что касается новизны идеи контроля за контрольными органами, то вообще-то это - основа демократии. И в отсутствие общ.  контроля за чиновниками ни о какой демократии не может быть и речи. Она неизбежно выродится в воровской режим, либо в диктатуру.

Что касается контроля за ФСКН и Следственным комитетом, то именно из-за отсутствия контроля у нас в обеих этих организациях «конь не валялся». А большую или меньшую эффективность общественного контроля за системой ФСИН (в котором,  кстати, принимают участие и люди отсидевшие немалые сроки) отмечают абсолютно все.
В принципе, о проблемах, на которых Вы заострили внимание,  сказано в серии моих постов «Борьба с коррупцией - лекарство от всех российских болезней». Может быть,  Вы  ознакомились не со всеми частями. С остальными фрагментами можно ознакомиться по ссылкам: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19]


Edited at 2014-05-26 18:34 (UTC)
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Сентябрь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Рейтинг блогов

Рейтинг блогов






Метки

Крайние записи

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars