?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

otkat2Экономика в «откате»

Обществу все сложнее компенсировать потери от неумелого управления и  обслуживать аппетиты коррумпированного чиновничества «приватизирующего прибыли и национализирующего убытки». Несмотря на огромные финансовые затраты и усилия государства, по повышению благосостояния граждан (здравоохранение, образование, культура, доходы людей и т.д.), соответствующего роста качества жизни не происходит. Зато вся страна наблюдает как богатеют коррупционные кланы и жулики, пролезшие во власть и добившиеся выдающихся успехов в перераспределении государственных ресурсов  в своих интересах.

Хотя, бюджетное стимулирование экономики за последние шесть лет шло в России вдвое более интенсивно, чем в Америке, все равно в 2013 г. экономика почти остановилась, с трудом достигнув предкризисных значений. При этом, очевидно, что поступающих в казну  налогов не достаточно для поддержки даже тех скромных обязательств, которые были публично взяты руководством страны (повышение зарплат бюджетникам по крайней мере до среднего уровня по региону их проживания; увеличение пенсионных выплат хотя бы для покрытия инфляции и т.д.).  При сохранении существующей тенденции через несколько лет даже высокие цены на нефть не смогут удержать нашу экономику на плаву (особенно в случае введения по настоящему серьезных международных санкций в связи с конфликтом России и Украины из-за Крыма). А если цены упадут, то наступление катастрофы неизбежно.

Некоторые отечественные эксперты и политики считают, что экономические санкции против России влияют на нас положительно, поскольку мотивируют на решение давно назревших задач по созданию внутренних механизмов экономического роста, в т.ч. за счет национализации (деофшоризации) элит. Отдельные российские олигархи действительно начали выходить из зарубежных активов, но очевидно, что это лишь разовые всплески «патриотизма», связанные с попытками некоторых спасти свою собственность. Тех же, кто не попал в список американского Минфина, деофшоризация не интересует, и потому никаких реальных подвижек на системном уровне не происходит: вектор движения капитала не изменился, а темпы его вывоза и вовсе ускорились в два раза.

• Сегодня уже всем трезвомыслящим людям понятно, что замедление нашей экономики связано не столько с внешними, сколько с внутренними факторами и прежде всего с коррупцией, совокупные потери от которой, по некоторым оценкам,  составляют более 6 триллионов рублей ежегодно. Только официально признанный размер откатов при госзакупках составляет 1 трлн. рублей в год, т.е. фактически 8% федерального бюджета (столько же тратится на образование, культуру и спорт вместе взятые). Коррупционная составляющая нашего хозяйственного оборота и вовсе уже перекрывает остальные его составляющие. Так по данным фонда ИНДЕМ, ежегодная мзда российских чиновников превышает $ 300 млрд. Отток капитала после 2008 г. составил уже $ 350 млрд. и продолжает увеличиваться.

При рачительном подходе можно было бы сэкономить и направить на решение насущных проблем не менее трети федерального бюджета. Даже по официальным оценкам без коррупции (точнее при ее допустимом уровне) ВВП России в предыдущие годы мог бы расти темпом в 6% в год. По неофициальным оценкам,  рост был бы еще больше, особенно с учетом существенных косвенных плюсов в виде улучшения инвестклимата, уменьшения утечки капитала и др. За 10 лет даже минимальный эффект от борьбы с коррупцией мог привести к значительному повышению уровня жизни людей и реальному удвоению ВВП. Однако «экономика афер» не дает бюджету работать ни на либеральную, ни на социальную модель.

• Руководство страны заявляет, что одним из источников роста отечественной экономики (даже несмотря на слабость государственных институтов), могло бы стать частно-государственное партнерство. Но и на это надежды тщетны, поскольку такое партнерство эффективно только при условии надлежащего  контроля за государственными инвестициями, что из-за тотальной коррупции невозможно обеспечить в принципе. Так же, как невозможно подготовить ни одного сколько-нибудь реального экономического обоснования планов реформирования страны, не говоря уже об осуществлении задуманного.

Условия для предпринимательства тоже принципиально не могут улучшиться:  госмонополизм в целом ряде отраслей, бюрократические правила игры (очковтирательство), а также взаимные корыстные интересы чиновничества и аффилированого  с ним бизнеса  создают серьёзные барьеры для выхода на рынок новых, более эффективных компаний. Как заявил недавно бывший министр финансов Алексей Кудрин, избыточный контроль достиг такой степени, что в некоторых регионах контролирующие органы уже расписывают между собой очередь, по которой они придут с проверками на предприятие.

Вносят свой вклад и правоохранители, которые своими действиями (в том числе следственными) могут вообще парализовать любую коммерческую деятельность. А из-за коррупции, пустившей корни в рядах силовиков, и вовсе создаётся ситуация, когда заниматься бизнесом можно, только если есть внутренняя готовность сесть за решетку. Но тогда у многих возникает вопрос - какой смысл быть честным, добросовестно относиться к подрядчикам и собственным покупателям?

Все это лишает людей уверенности в будущем и стимулов к предпринимательской деятельности, а существующий бизнес зачастую не только снижает активность, но и ведет себя как временщик. Средства  и силы компаний идут не столько на здоровую конкуренцию, сколько на обход дурацких законов, продавливаемых недобросовестной бюрократией. Коррупционные же затраты, являясь, по сути, налогом на бизнес, рассматриваются хозяйствующими субъектами, как транзакционные издержки, а значит в цену каждого товара (включая такие продукты, как хлеб и молоко) и платежа (включая ЖКХ и пенсионные средства) заложено благосостояние конкретных чиновников, их многомиллионные счета и зарубежная собственность.

Потребители, в свою очередь получают услуги и товары, либо низкого качества, либо в меньшем объеме, а иногда и дороже, чем в Европе или США. Например, именно из-за вышеперечисленных причин миллионы граждан нашей страны лишаются возможности жить в нормальных бытовых условиях. Строительству необходимого объема качественного и недорогого жилья, во-первых, препятствуют откаты (за разрешение на строительство, подключение к коммуникациям и т.д.), достигающие 30-50% себестоимости новостроек. Во-вторых – условия, ограничивающие число успешных игроков на рынке и стимулирующие использование строительных технологий прошлого века. Сопротивляться же всему этому сложно, поскольку оформление разрешительной документации «по закону» может занимать до пяти лет и в любой момент, по желанию чиновника, стать вообще невозможным.

В существующей системе государственная поддержка даже целой отрасли, как например, агропромышленного комплекса, как правило, повышает доходы лишь крупных (и связанных с соответствующими чиновниками) корпораций, но не рядовых производителей (крестьян и фермеров). При этом жизнеспособность подобной экономики обеспечивается только постоянным ростом бюджетных вливаний, которых уже не хватает.

Этот пост является частью сводного текста "Борьба с коррупцией - лекарство от всех российских болезней". С остальными фрагментами можно ознакомиться по ссылкам: [1], [2], [3], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]...

Продолжение следует...

Календарь

Сентябрь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Рейтинг блогов

Рейтинг блогов






Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars