?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Честное коррупционерское

ilinПоскольку коррупция начинается там, где заканчивается мораль, то из тисков кризиса, в котором оказалась Россия, нельзя вырваться при помощи чисто экономических или политических мер.  Еще за 70 лет до перестройки в «Наших задачах» об этом предупреждал Иван Ильин, описавший два возможных сценария развития ситуации после падения советской власти. Он предсказал, что совершенно естественным путем в духовный вакуум, оставленный большевиками, ринутся духи, не облагороженные видением Бога, самые низменные пороки и страсти.

Подобно тому, как исправление ошибок начинается с их признания, так и восстановление нравственности начинается с осознания человеком своего истинного духовного состояния. Характеризуется же оно сегодня, в лучшем случае, разделением морали для своих и чужих (для внешнего и внутреннего пользования). А в худшем – тем, что морально-нравственные качества, духовность и интеллект теперь вообще не являются ценностями в сравнении с айфоном и весельем московской пятницы, особенно когда потерять мобильный телефон стало гораздо страшнее, чем девственность. Честность и принципиальность, в лучшем случае, воспринимается как героизм, а в худшем - как житейская глупость или психическое расстройство. Наличие денег и предметов роскоши служат единственным показателем успеха в жизни и все сводится к мысли о том, что неважно, откуда деньги: если у тебя их много – ты прав, если очень много – все остальные неправы. Причем богатые, как подметил режиссер Павел Лунгин, порой «зарабатывают деньги, чтобы покупать любовь, а [вот] подлецы рвутся к власти, чтобы купаться в любви».

• В принципе, борьбу с коррупцией заказывает общество, но сегодня оно серьезно больно: многие, понимая, что страна гниет на глазах, тем не менее сами питаются продуктами этого распада.

Социологические опросы показывают, что большинство оказавшись на месте казнокрадов, либо поступали бы точно так же, энергично включившись в "распил бабла", либо как минимум, заняли позицию невмешательства. Приняв правила игры люди хотят не столько замены правил, сколько замены вождей и банального «переворачивания пирамиды», когда последние в пищевой цепочке становятся первыми. Не зря «кризис» в переводе с греческого означает суд Божий.

В связи с этим вспоминается притча о том, как один византийский город с заевшимися, обленившимися и погрязшими в пороках гражданами возглавил новый наместник, который начал править так, что содрогнулись даже видавшие виды жители. Не выдержав постоянных поборов, оскорблений, рукоприкладств и самых невероятных бесчинств нового управителя, горожане взмолились: «Господи, ну почему именно к нам Ты послал такое чудовище?». После их долгих воплей Господь явился одному горожанину и ответил: «Искал для вас хуже, но не нашел»!

Приравнивая коррумпированных политиков, чиновников и их бизнесокружение, к оккупантам, грабящим страну, или неинтегрированным иммигрантам, для которых она лишь объект торопливого доения, большинство из нас тем не менее упорно уклоняется от оценки собственной роли в происходящем. Как сказал  Довлатов: «Мы без конца ругаем товарища Сталина, но кто написал четыре миллиона доносов?». Не зря в Париже на дверях гестапо висело объявление, что доносы на русских от русских не принимаются».

Так или иначе в долгосрочной перспективе люди получают именно то, что заслуживают. Поэтому, выстраивая свое «благополучие» лишь за счет высоких мировых цен на нефть и газ, затягивая решение проблем и перекладывая их на плечи потомков (проживая тем самым не только собственное будущее, но и забирая в «долг» у будущих поколений), мы рискуем предстать жалкими даже в глазах собственных детей и внуков.

• История доказывает, что наш народ способен мобилизоваться и противостоять любым внутренним и внешним вызовам и угрозам, но звание «великий народ» каждое поколение должно подтверждать собственными достижениями. Тем более, что будущее определяет не только доходами населения или уровнем технологий, но и строем души народа, его готовностью брать ответственность за свою судьбу на свои плечи.

Давно известно: прежде чем радеть за народное счастье и менять жизнь вокруг, для начала наведи порядок в собственной душе и измени себя самого (осознав свою личную ответственность за то, что происходит, научившись  любить страну и если не любить, то хотя бы уважать друг друга). Правда желание меняться обычно просто так не появляется - нужен какой-то толчок, внутренний или внешний стресс, который  заставит осознать, что время уходит. И каждый приходит к такому пониманию индивидуально. Например, десятки тысяч молодых россиян интуитивно ищут сферу применения собственных сил, стремясь поставить себя в условия, которые бы извне стимулировали к развитию,  делая жизнь осмысленнее.

Поскольку юность зачастую ценит не рассудок, а сильные эмоции, то  кто-то предпочитает  увлеченно гонять представителей нацменьшинств или мигрантов. Хотя в действительности этот гнев является реакцией на унижение, ответить на которое настоящему обидчику  люди не могут (особенно с учетом того, что число мигрантов неуклонно увеличивается стараниями все тех же коррупционеров (см. также «АиФ» №39,2012 «Местным нет места»). Другие  пытаются поймать острые ощущения, соперничая на фанатских разборках и т.п. Но навряд ли все это поможет стать личностью, поскольку напряжение и риск  еще не показатель качества жизни и ее достойного использования.

Некоторые пытаются восстановить справедливость по-быстрому, поскольку в ситуации тотального бардака, чиновничьего лицемерия и правового произвола у них сдают нервы, и возникает желание дать в рожу или бросить бомбу. Однако тот, у кого меньше моральных ограничений имеет преимущество лишь на коротких дистанциях. В то время, как долгосрочные стратегии обычно выигрышнее и  надежнее. Идти на поводу у эмоций и кидаться в крайности бывает гораздо легче, чем последовательно и в рамках закона дожимать вороватого бюрократа, порой заслуживающего «расстрела». Но какой смысл бегать за недобросовестным чиновником с топором или пистолетом, имея при этом риск пожизненного заключения, если результат будет все равно нулевым? Ведь по закону переродившихся бюрократических систем: нижестоящие начальники всегда хуже вышестоящих, когда занимают верхнюю позицию, в условиях неизменных внешних обстоятельств. А кроме того насилие – это, как правило, роспись в собственном бессилии, не говоря уже о том, что моральность методов определяет моральность результатов. Если люди будут лишь инструментом не только для  власти, но и для оппозиции, то между этими силами стирается разница. И потому, чтобы обществу не скатиться в хаос, важно менять нравственный климат и отказываться от принципа «цель оправдывает средства».

Этот пост является неотъемлемой частью сводного текста "Борьба с коррупцией - лекарство от всех российских болезней". С остальными фрагментами можно ознакомиться по ссылкам: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [14], [15], [16], [17]...

Продолжение следует...

Календарь

Сентябрь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Рейтинг блогов

Рейтинг блогов






Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars